Почему не получается результат
Выпускники учебных заведений, чаще это молодежь, даже получив работу по специальности, не могут работать по специальности длительное время. Как правило, они объясняют отсутствием качественной профессиональной ориентации. Однако это не совсем так.
Фото Молодежь начинает трудовой путь https://ru.freepik.com/
Молодежь в современных условиях хочет получить все и сразу. В силу сложившихся экономических перемен при переходе из одной экономической формации (административно-командной) в другую — рыночную. Современная позиция – человек должен сам решать свою судьбу, сам принимать решения, быть самим себе руководителем. Таким образом, человек уже в раннем возрасте «надевает на себя корону власти, корону управления».
Фото. Молодежь в управлении https://ru.freepik.com/free
Молодежь в современных условиях хочет получить все и сразу. В силу сложившихся экономических перемен при переходе из одной экономической формации (административно-командной) в другую — рыночную. Современная позиция – человек должен сам решать свою судьбу, сам быть принимать решения, быть сам себе руководителем. Таким образом, человек уже в раннем возрасте «надевает на себя корону власти, корону управления».
В дорыночный период для школьников организовывали экскурсии на промышленные предприятия, знакомили с разными профессиями, в основном рабочими. Во время таких мероприятий ребята сами могли попробовать выполнить какие-то изделия, операции, увидеть результат работы. Большую роль в выборе профессии играли родители, которые рассказывали дома о своей работе, ее тонкостях, ребята вместе с родителями выполняли домашнюю работу, работали на приусадебных участках, создавались рабочие династии.
Фото. Профориентация Профессия-Продавец-кассир-1987
Профориентационные мероприятия организовывались в школах, различных кружках и секциях. Проводили встречи и рассказывали о выбранной специальности ребята – студенты вузов и техникумов.
В рыночной экономике у родителей нет времени заниматься с детьми, их цель — заработать денег. И чем больше денег, тем лучше. В настоящее время на встречи приходят только преподаватели учебных заведений. Это воспринимается как привлечение будущих студентов для обеспечения будущей заработной платы педагогов.
Фото профориентация в рыночных условиях deadline-caucasian-young-woman
Все вопросы в экономике, связанные с эффективностью использования труда, а значит с эффективностью образования, нормирования, организации труда и заработной платы, управления, управленческого аудита относятся к направлению «Экономика труда». Как представитель этой специальности с большим опытом, научными исследованиями могу раскрыть некоторые профессиональные вопросы.
Все профессии и специальности можно условно подразделить на специальности «работающие на процесс» и «работающие на результат».
К профессиям и специальностям первой группы относятся медицинские, педагогические, юридические, технологические (заводские, фабричные). Результат их работы зависит от четкого выполнения регламента, технологических процессов. Конечный результат часто от них не зависит. Он определяется по истечению длительного времени (применение знаний на практике, результаты лечения). Обучение таким специальностям проходит по программам полного изучения всей системы знаний. Медикам важно знать как будут «вести себя» лекарства в организме больного при наличии тех или иных заболеваний. Так в медицинских учебных заведениях сначала изучают все системы организма человека (сердечно-сосудистую, нервную, дыхательную и т.д.). На последних курсах обучения студенты выбирают определенную специализацию, сдают экзамены, получают сертификаты и лицензии.
Фото. Профессия доктор https://ru.freepik.com/free-photo/doctor
Ко второй группе условно относятся, например экономические специальности. Этим специальностям обучают сразу целенаправленно. Ведь изучить все разделы экономики, финансов, управления невозможно. Поэтому изучая основной материал по специальности по мере изучения материала, подключаются и вопросы смежных специальностей. Так изучая вопросы организации и нормирования труда, подключаются для изучения дисциплины трудового, гражданского и уголовного права, финансов и бухгалтерского учета для определения расходов на внедряемые мероприятия на рабочих местах, на предприятиях. При этом специалисты этого направления не знают в полной мере вопросов финансов, права, снабжения и сбыта, психологии. Инженеру-экономисту совсем не обязательно знать бухгалтерские проводки, акции и облигации, опционы и ваучеры. Результат труда этих специалистов оценивается только по конечному результату, так же как и его эффективность.

Недавно знакомая поделилась со мной своей тревогой. Ее дочь, окончив юридический вуз, устроилась на работу в юридический отдел производственного предприятия. Ей определили участок работы с договорами: поставки, возврат продукции, претензии. Проработав чуть более 3-х месяцев, девушка поняла, что это ей не интересно. Она хочет выполнять все юридические операции и принимать решения по всем операциям предприятия, не имея при этом опыта, не зная всех тонкостей юридической профессии. Она хочет, по сути, быть управленцем, ни неся при этом никакой ответственности за свою работу и работу всей организации.
Некоторое время ранее, молодой человек, окончив вуз по специальности бухгалтерский учет, проработав очень небольшое время на участке учет товарных операций, признал, что ему не интересно работать с бумагами, что он хочет давать распоряжения и указания работникам, участвовать в конференциях и совещаниях. По сути, он тоже хочет работать управленцем, не зная тонкостей производственной работы, контроля и своей ответственности перед предприятием. Видимо взрослые члены семьи были заняты зарабатыванием денег, а он мог ставить им потребительские условия. Времени для воспитания ребенка в семье не было.
Что будет с предприятием, коллективом, каждым работником, если молодежь с такими амбициями станет руководителем? Конечно, со временем такие руководители приобретут опыт, знания, социальную ответственность. Но ведь люди, коллектив работает сейчас и сегодня, и жить хотят сейчас и сегодня. Нет времени и желания ждать. Этим и объясняются требования опытных руководителей предприятий и организаций принимать на работу опытных работников. В свое время мы сами оставались после рабочего времени, брали и изучали документы, проводки, протоколы, рекламации, для того, чтобы потом старшим опытным коллегам или руководителям грамотно задать вопросы, ответы, которых нам не ясны.
Своим студентам я все время говорю, что они могут во время учебы подрабатывать хотя бы по 3-4 месяца на различных работах и в различных предприятиях, получать опыт работы и взаимных отношениях в разных коллективах, разных режимах, разной ответственности. Приход на предприятия со своим «Уставом» ни к чему хорошему не приведет. Надо научиться жить в обществе и коллективе. За время учебы можно и нужно освоить вторую и смежные специальности в области IT технологий, например в онлайн-школе Евгения Вергуса (с хорошей технической поддержкой), что актуально. Времени потребуется немного, а польза будет большая. А потом требовать от окружающих ответной к себе реакции. Время учебы в образовательных организациях это время перестройки человека от периода детства до состояния взрослости. Его нужно пройти с честью.
Спасибо, что дочитали до конца.
Жду ваших обсуждений, сообщений. Подписывайтесь на канал. Получайте результат.
Обращайтесь. Помогу.
С уважением, Людмила Пулькина